Порядок в студии.
Порядок в студии – это одно из основных правил в группах раннего развития. Почему мы так цепляемся к этому правилу?
Во-первых: очень вашему малышу неприятно подходить к зоне, искать нужный материал и не найти. Он может быть в другом месте, вообще, куда то пропасть, а могут остаться отдельные разбросанные детали. Малыша это ставит в тупик. Ведь он что-то задумал, а осуществить задуманное не получается. (практически невозможно воспроизвести ни дома, ни в д.с)
Во-вторых: это приучает к порядку самого ребенка. Убирать должен именно ребенок, а не мама. Мама и педагог только помогают. Это очень легко делается, без слез и без крика, у нас на занятиях. Понимают постепенно даже самые маленькие. Пока не уберется один материал, с другим работать не разрешается. Кстати, взывать к его (малыша) «совести» из другого угла студии совершенно бесполезно. Они редко воспринимают это на слух. Эффект, как в басне у Крылова: «а Васька слушает, да ест».
В-третьих: у малышей в год – два как раз таки проходит специфический сенситивный период. Стремление к порядку. Вы наблюдали, когда-нибудь, как малыши требуют поставить какую–то вещь на место, туда, где она все время стояла? Вот это оно и есть. (Если порядок вещей меняется, это вызывает тревогу) Если этот период упустить, то дальше приучить к порядку будет гораздо сложнее.
У меня в группе был совсем маленький мальчик, и я очень лояльно относилась к тому, что он не убирает за собой материал. Но он же совсем маленький! Но как-то попала к ним домой и очень удивилась: мои ботинки, которые стояли в дверях, он поставил в обувницу. И еще и показал: э-э-э, мол, не убрала. Конечно, я все сказала маме, что думаю об этом и с тех пор мы перестали потакать ему. На втором – третьем занятии после этого случая, он уже все убирал.
В-четвертых: поразительно, но мы (я и все мои родители) замечаем, что как только ребенок приучается правильно работать с материалом, происходит качественный скачок в развитии и вот тогда то и виден результат занятий. Если это требование не соблюдается, то занятие превращается в разбрасывание материала ребенком и убиранием материала мамой, разбрасыванием и убиранием, и опять, разбрасыванием и убиранием…
В-пятых: есть еще одна сторона вопроса, психологическая. Резкий качественный скачок в развитии мышления происходит, видимо, из-за следующего порядка вещей: ребенок пришел в студию, задумал самостоятельно какое – то дело, занятие; выбрал нужный материал; начал работать с материалом; поработал, получил нужный ему (ему, а не кому-то) результат; закончил, убрал материал на место. Совершен полный алгоритм действия, от задумки до уборки материала. Это здорово влияет на качество мышления! Вообще, порядок в студии, установленный порядок в самом занятии (им.в виду не хаос, закономерность) положительно сказывается на развитии мышления.
Еще хочется добавить, что строгое соблюдение немногочисленных, обоснованных правил сказывается и на спокойствии ребенка. Ведь это не что иное, как границы, рамки. Отсутствие границ (хаос в воспитании, требованиях, нелады в семье), размытые границы ведут к беспокойству. Жесткие рамки также вызывают дискомфорт, нервозность. Каждый из вас наверняка видел семьи, где ребенку позволяется все. Вспомните, счастлив ли этот ребенок? С мамой, которая предъявляет четкие, лаконичные требования независимо от обстоятельств, требует их выполнения (а дети всегда пробуют нас на прочность) очень спокойно, как за каменной стеной. И, наоборот, как можно рассчитывать на маму в сложных ситуациях, если она не выдерживает натиска даже такого маленького? Отсюда и беспокойство, и страхи, и капризы, и агрессия и т.д.
|