Я думаю, что все-таки надо рассказать Вам подробнее о Монтессори-педагогике. Рассказывать буду по частям. Начну с такой части занятия, как творчество. Творчество, в моем понимании, это такой увлекательный процесс, когда человек занимается чем-то интересным и не видит, и не слышит ничего вокруг – настолько ему этот процесс нравится. Результат относителен. Он может быть, а может и не быть. Связанная вещь может быть распущена создателем, рукопись отправиться в костер, картина быть не оригинальной и т.д. Но время потрачено, и все это время человек занимался творчеством. Но может в это время придти и вдохновение. И результат может быть очень впечатляющим. Такие процессы Гипенрейтор Ю.Б. называет надсознательными.
1. Год – это очень хорошее время для того, что бы заняться с малышом творчеством. В Монтессори-студиях детям предлагаются самые разные материалы: соленое тесто, пластилин, клей, картон, бумага, ниточки…
2.Педагог и мама внимательно наблюдают, какой материал нравится малышу, а какой не очень. Смысл именно в том, что бы материал нравился, малыш получал положительные эмоции. У детей раннего возраста эмоциональная память (поэтому большинство психологов против карточек Долмана).
3. Другая задача: дать возможность потрогать, пощупать, подействовать с этими материалами. Это связано с сенситивными периодами развития. В этом возрасте малыш познает мир с помощью органов чувств. И именно в этот период они (чувства) активно развиваются. В этом смысле такие занятия позволяют создать мощный и прочный фундамент для дальнейшего интеллектуального развития.
4. Еще одна задача – развитие различных навыков. Например, малышам очень нравится «возюкать» клеем по картону, бумаге. Или давить пластилин пальчиком. Но есть период, когда они не любят переключаться с одного действия на другое. Т.е., если мажут клей, уже не дашь другое задание. Они могут все бросить и уйти. Видимо, это связано с переключением внимания. Оно еще плохо развито. В этом случае помогает мама. Малыш мажет клеем картон, а мама клеит. Замечательное совместное творчество.
5. С другой стороны, если работа закончена, то ее надо быстро убрать и «подсунуть» любой бросовый картон или бумагу. Малыш должен отработать это действие на все 100%, пока не надоест. Не уберешь вовремя работу – он ее всю замажет клеем, не дашь бросовый материал – будет плакать. Вывод: ребенку важен сам процесс, а не результат.
6. Нельзя заставлять ребенка делать то, что не нравится (но вы и не заставите, даже если очень постараетесь). В компании они лучше занимаются творчеством.
7. На такой увлеченный творческий процесс некоторые малыши способны уже в год – полтора. Это все индивидуально. Свои задумки могут осуществлять к двум-трем годам. Если есть хотя бы один навык, который ребенок освоил и который ему очень нравится, то уже возможен творческий процесс. Ну, хотя бы коротенькое время.
|