Мамины руки - это первое средство передвижения малыша, первый способ познания окружающего мира. Ласковые руки - это тепло вашего тела, это способ успокоиться и проникнуться доверием к окружающему миру.
Так как же правильно носить малыша с первых недель жизни? Прежде было принято, что малыша чуть ли не до 6 мес носили в положении лежа, придерживая головку. В такой позе, конечно, ребенок видел маму, общался с ней, мог повернуть головку и увидеть немного окружающего мира. Но обзор в этой позе очень ограничен, а вокруг столько интересной и полезной для развития малыша информации.
Давая малышу большой обзор, давая много информации мы развиваем зрительный контакт, мимику, жесты, речь.
1 - Поверните малыша с рождения к "МИРУ", дайте ему посмотреть на окружающие предметы, посмотреть за окно, не бойтесь подноситьего с рождения к зеркалу, покажите какими красками полон его дом. Как только вы дадите большой обзор крохе, он сразху перестанет беспокоится, вы увидите, что он шире откроет глазки, начнет стараться приподнять головку, даже немного повернуть ее, выпрямить спинку, т. К. Вокруг столько всего интересного! И самое главное, дети очень часто, беспокоившиеся до этого (а вы ломали голову - может он голодный? может у него что-то болит?) успокаиваются начинают "заниматься делом" - исследовать такой интересный, такой сложный, такой удивительный мир. Чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется после такого "глазения", тем быстрее он заснет здоровым сном после напряженной работы. Возьмите малыша левой рукой под грудку. Подбородок малыша при этом будет на вашем запястье. Правой рукой придерживайте его ножки. Ходите так как можно чаще и больше, буквально с первых дней жизни ребенка, показывайте все, что есть у вас в доме, рассказывайте какого цвета, формы окружающие предметы.
Подносите малыша ко всему, что имеет запах. Дотрагивайтесь, постукивайте, проводите его ручкой, НОЖКОЙ! по разным по фактуре поверхностям, по теплым и прохладным предметам, мокрым и сухим. Представляете сколько информации он будет получать, какой это толчок для развитии его цетральной нервной системы! Возьмите себе за правило, когда вы так держите малыша - как можно чаще растирайте его стопы и кисти . Разминайте каждый пальчик, вкладывайте свой палец в ладошку малыша, рисуте на ладошке круги, на стопах восьмерки. Этим вы стимулируете множество активных точек, связанных с различными жизненно важными органами, снимаете тонус в ручках и ножках, готовите ручки малыша к захвату игрушки. Делайте это каждый день. Увеличивайте время такого занятия по мере роста малыша. Поверьте и вам и малышу будет очень интересно и полезно! Как только малышу надоест, он вам сразу об этом сообщит - забеспокоится, вот тут надо немного поменять действие.
2.Попробуйте сделать очень простое движение - наклоните туловище ребенка немного вперед, его ноги при этом остаются прижатыми к вам, сами оставайтесь в прямом положении. Амплитуда наклона сначала может быть очень не большой. По мере роста ребенка амплитуду увеличивайте. Это первое ваше упражнение для укрепления мышц спинки, мышц шейного отдела позвоночника, т. к. малыш обязательно будет стараться поднять головку, чтобы сохранить обзор. Когда он устанет его головка окажется опять у вас на запястье. Не стоит бояться, что вы как то нанесете вред ребенку - делайте все плавно, медленно и первом же беспокойстве сделайте передышку, поговорите с малышом, успокойте его. Вскоре он начнет привыкать к нагрузке и дела у вас пойдут намного лучше.
3.Дальше немного усложните и себе и малышу задачу. Возьмите его ножки в правую руку в области стоп. Если ножки напряжены, немного потрясите их и , когда вы почувствуете, что ножки расслаблены, приведите обе стопы к животику малыша. Получилась, так назыаваемая поза "будды". Такое положение очень полезно для развития тазобедренных суставов, для снятия тонуса в ножках. Старайтесь все делать без насилия, старайтесь учится чувствовать тело малыша, когда оно напряжено и когда расслаблено. Потряхивающие движения всегда расслабляют, ножки приводите к животику, только после того, как вы их расслабили .
4.В этой позе тоже можно немного поукреплять мышцы спины и шейного отдела. Аккуратно попробуйте наклонить туловище малыша вперед , при этом вы остаетесь в прямом положении, руками поддерживаете стопы в области животика, попка крохи упирается в область вашего живота, ножки разведены в позу лягушки. Амплитуда наклона не должна быть большой. Делайте все по своим ощущениям, если вы боитесь, сомневаетесь, попробуйте эти движения, когда малыш немного подрастет и окрепнет.
5.Если же вы чувствуете себя уверенно в таком общении с малышом, попробуйте в позе N4 взять его ручки и ножки в захват - "замок". Для этого переложите стопы малыша в свою левую руку (стопы приведены к животику), большим пальцем правой руки захватите запястье малыша, свой указательный палец вложите ему в ладошку, а остальными тремя захватите ножку под пяточкой., т. е. захватите одной рукой и кисть и стопу ребенка. То же самое сделайте левой рукой. Старайтесь ножки и ручки малыша держать в одной "кучке", т. е. не разводите их, держите вместе , приведенными к животику. При этом наклоните туловище ребенка опять же немного вперед, попка малыша опирается вам в область живота. Получилась, так называемая, поза "имбриона". С небольшой амплитудой пораскачивайте малыша в этой позе вправо, влево. Вы почувствуете опять же работу мышц спины и шейного отдела. Постепенно увеличивайте время упражнения по своим ощущениям и по ощущениям малыша. Затем из этиой позы можно перейти в позу, в которой малыш отдохнет и расслабится.
6.Переведите свою левую руку малышу под грудку и положите его на своей руке на бок. Правую руку проведите между ножек ребенка и положите ему на животик. Малыш лежит на боку у вас на руке и в то же время, вы можете немного помассироваить ему животик своей правой рукой, согреть животик, успокоить и расслабить малыша. А малыш в это время может спокойно продолжать глазеть на окружающие предметы. Всем спокойно, тепло и интересно.
7.Из этой позы легко перейти в другу, в которой малыш опять посмотрит все вокруг, потренирует мышцы спины, почувствует свое тело в пространстве. Да и вы ощутите свободу своего общения с ребенком, т. к. одной рукой держите малыша, а другая рука свободна для какого-нибудь действия.